Только 10% воронежских бизнесменов устраивает предложение коммерческих площадей под торговлю/услуги. Недавно мы приводили мнение арендаторов. А что могут ответить арендодатели?
Комментирует директор агентства недвижимости «4 Комнаты», президент Ассоциации «Эксперты Рынка Недвижимости Черноземья» Наталия Колесникова:
«С такой проблемой в основном сталкивается малый бизнес, которому нужны небольшие площади. И в той или иной степени для него эта проблема существовала всегда. А в последние 2-3 года ситуация усугубилась: на количество предложений и цену повлияло сразу несколько факторов.
Фактор 1. Законодательное усложнение вывода жилого помещения в нежилое. Раньше застройщик мог построить дом с обычными квартирами на первом этаже. Их выкупал сам бизнес или мелкие инвесторы, которые сдавали их в аренду. И они были гораздо более сговорчивы, чем крупные застройщики. Теперь квартиры на первых этажах в сданном фонде практически невозможно продать под коммерцию, потому что требуется согласие почти всех жильцов дома. Это ограничило вывод новых предложений на рынок, а ведь именно такие квартиры и были нужными небольшими площадями под бизнес.
Фактор 2 – отчасти следствие первого. Теперь помещения на первых этажах сразу строятся как коммерческие, но в основном под крупный бизнес, договора аренды с честью из таких арендаторов (например, продуктовый ритейл) заключаются в процессе строительства.
Фактор 3. Экономическая нестабильность у арендаторов. Малый и особенно микро-бизнес наиболее уязвим к экономическим встряскам. Арендодателем же чаще всего является сам застройщик. И у него есть резервы ждать, пока найдет крупный арендатор, который заплатит нужную цену. Решать вопросы с мелкими арендаторами, которые все время меняются, закрывают бизнес – на это просто нет времени. Для этого нужно содержать целый штат, строить отдельные входные группы. И это менее выгодно, чем не сдавать временно площади вообще.
Средние цены на аренду малых торговых площадей сейчас варьируются от 600 до 1000 рублей за кв. м. Плюс к этому коммунальные платежи и иные расходы. Самое большое влияние на цену оказывает локация, локация и еще раз локация. Из более мелких факторов – транспортная доступность, наличие парковки. Стоит также учитывать, что чем меньше площадь, тем больше цена за метр.
Думаю, что в 2023 году крупные собственники помещений станут больше стремиться к диалогу даже с малым бизнесом, станут более лояльными к арендаторам, так как такой долгий простой уже начнет сказываться и на них: помещения все же надо содержать, платить за них налоги. А другие источники дохода, от той же продажи квартир, тоже сокращаются. Тем, кто не изменит свою позицию, вероятнее всего придется продать свои коммерческие помещения. Инвесторы, которые целенаправленно будут покупать помещения под передачу в аренду, думаю, будут более гибкими, чтобы не допустить простоя и получить прибыль».
Источник: Де Факто
Powered by Froala Editor
Powered by Froala Editor
Powered by Froala Editor