Минэкономразвития подготовило проект закона о гаражной амнистии. Пока он не внесен в Госдуму и опубликован на официальном сайте для размещения правовой информации. По задумке авторов, документ должен урегулировать рынок частных гаражей, деятельность кооперативов, а также упростить процедуру оформления прав собственности на гаражи и участки под ними.
В настоящее время в России нет отдельного нормативного правового акта, который регламентировал бы деятельность гаражно-строительных кооперативов. Также не существует и юридического понятия «гараж», «гаражный кооператив» и т. д. Сейчас в России зарегистрировано 36,9 тыс. гаражных кооперативов, а на кадастровый учет поставлено более 5,6 млн гаражей. При этом Росреестр уже выявил более 2 млн гаражей, которые находятся вне правового поля. Количество существующих, но не оформленных объектов гаражного назначения, по оценке экспертов, гораздо больше.
Большинство таких гаражно-строительных кооперативов было возведено еще в советское время или до введения современного градостроительного регулирования (до 2005 года). Поэтому их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, часто на них утеряны правоустанавливающие документы, поэтому оформлению (в том числе земельных участков) мешает правовая неопределенность, а граждане не могут противостоять их сносу.
Законопроект «О гаражах, о порядке приобретения прав на них…» направлен на регулирование правового статуса таких машино-мест и деятельности гаражных или гаражно-строительных кооперативов, в том числе в целях безопасности обслуживания. Также необходимо приведение к современным нормам права на объекты гаражного назначения и земельные участки под ними, считают авторы документа.
Документом предлагается ввести новые понятия и характеристики таких объектов, как гараж, индивидуальный гараж, коллективный гараж, машино-место и некапитальный гараж. Согласно документу, индивидуальный гараж — одноэтажное сооружение для размещения транспортных средств и вещей, необходимых для их эксплуатации. Гараж может использоваться для личных и бытовых нужд, в нем допустим подвал или погреб. Некапитальный гараж — некапитальное сооружение для автомашин и средств для их эксплуатации. Такие гаражи можно размещать на государственных и муниципальных землях без предоставления права собственности на участки, главное условие — установить сервитут. Индивидуальные и некапитальные гаражи нельзя будет использовать для предпринимательской деятельности. Коллективный гараж — капитальное здание более одного этажа, в нем могут быть машино-места и иные помещения. Такие объекты уже регулируются действующими законами.
Машино-места (обычно не ограничены стенами, но являются отдельным объектом недвижимости) в одноэтажных гаражах, а также в многоэтажных коллективных гаражах уже регулируются действующими законами.
Авторы документа также предлагают урегулировать статус объединений собственников этих объектов. Вместо ранее существовавших различных объединений будет только гаражный кооператив, который объединит бывшие кооперативы. Такие объединения собственников будут иметь юридический статус, собственный устав, в котором в том числе должны определяться взносы за содержание и обслуживание имущества и территории. Они также должны соблюдать требования по обслуживанию гаражей и их безопасности.
Основными проблемами гаражей остается правовой статус земельных участков под ними. В целях решения этих трудностей предлагается определить, как участки с построенными на них гаражами, в том числе находящиеся на государственной и муниципальной земле, будут предоставляться в собственность владельцам гаражей и кооперативам. Планируется сформировать перечень необходимых документов, а также механизм легализации ранее существующих гаражей.
Проект закона находится в завершающей стадии подготовки для внесения в Госдуму. Если текст законопроекта примут, то он должен вступить в силу по истечении шести месяцев с момента официального опубликования. Такой срок необходим для разработки и принятия изменений в ряд федеральных законов и соответствующих нормативно-правовых актов.
Подробнее на РБК